Проект федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

Проект федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее -- Законопроект) разработан в соответствии с Планом подготовки проектов федеральных законов на 2002 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 306-р от 14 марта 2002 г.

Законопроект является одним из основных проектов федеральных законов, разработанным в целях правового обеспечения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 (далее -- Программа).

Программой предполагается трансформация отношений собственности на железнодорожном транспорте. Имущество федерального железнодорожного транспорта предполагается передать единому хозяйствующему субъекту -- открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Поскольку действующий Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" предусматривает только федеральную собственность на имущество железнодорожного транспорта, ряд его положений должны быть концептуально пересмотрены. Аналогично требуют пересмотра положения закона, касающиеся организационно-правовой формы предприятий отрасли.

Программой предполагается кардинальное изменение существа правоотношений, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса. Прежде всего, разделение перевозочного процесса, ранее осуществляемого в рамках одной сводной операции железными дорогами, предполагается разделить на два самостоятельных спектра правоотношений -- услуги инфраструктуры и перевозки. Кроме этого Программой предусмотрено обеспечить развитие конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок, возможность функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте. Действующий Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" не допускает функционирование на федеральном железнодорожном транспорте указанных лиц, в связи с чем требует переработки.

Законопроект по сравнению с действующим Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте" предполагает расширение предмета своего регулирования в целях обеспечения гармоничной работы железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Помимо основных правовых, организационных и экономических условий функционирования железнодорожного транспорта общего пользования Законопроект регулирует также вопросы функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования "на стыках", тем самым обеспечивая единые требования и подход к техническому регулированию деятельности на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

При этом Законопроектом определяется, что внутрипроизводственная и иная хозяйственная деятельность владельцев железнодорожных путей необщего пользования регулируется иными нормативными актами (т. е. остается вне предмета регулирования Законопроекта).

Законопроект предусматривает новый подход к системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечивающий эффективное участие государства в функционировании отрасли в условиях ее реформирования.

В соответствии с Программой при переходе к новой модели организации работы на железнодорожном транспорте общего пользования основным моментом является полное отделение функций государственного регулирования от хозяйственных функций уже на начальном этапе реформирования. Это разделение необходимо для развития конкуренции в системе железнодорожного транспорта и является одним из условий обеспечения равноправного доступа независимых операторов к сетевой инфраструктуре и эффективного тарифообразования. В этой связи Законопроектом предполагается вывести из ведения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта функции, не связанные с осуществлением властных регулятивных полномочий государственного органа.

Вместе с тем появление и развитие конкурентной среды на железнодорожном транспорте требует новых методов государственного регулирования и контроля. С одной стороны, они должны обеспечивать удовлетворение спроса на железнодорожные перевозки, повышение безопасности, качества и доступности услуг железнодорожного транспорта, единство и последовательность регулирования, формирование стабильно развивающейся системы рыночных, хозяйственных отношений в отрасли, гармоничное развитие единой транспортной системы страны. С другой стороны, учитывая стратегическую роль железнодорожного транспорта, они должны обеспечивать защиту национальной безопасности и обороноспособности государства, мобилизационную готовность железнодорожного транспорта.

источник rechport.com

Трактор
Оформить заявку на аренду      Позвонить нам :
Оформить заявку на аренду