Концепция проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и основах автотранспортной деятельности"

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования законопроекта.

2. Место законопроекта в системе действующего законодательства.

3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в сфере автомобильного транспорта и автотранспортной деятельности.

4. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования
Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании законодательного регулирования автотранспортной отрасли, модернизации отраслевого законодательства и приведении его в соответствие современным реалиям, создании единого правового поля для осуществления деятельности на автомобильном транспорте в Российской Федерации.

Целями законопроекта являются: 1) устранение пробелов законодательного регулирования в сфере деятельности автомобильного транспорта; 2) модернизация российского законодательства, приведение его в соответствие современным потребностям правового регулирования; 3) создание основы для унификации законодательства субъектов Российской Федерации с целью устранения разобщенности подходов к регулированию деятельности автомобильного транспорта; 4) повышение эффективности государственного управления автотранспортной отраслью; 5) создание условий для устойчивого развития отрасли, в том числе и в научно-технической сфере; 6) создание основ правового регулирования координации и взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта; 7) повышение качества обслуживания потребителей услуг на автомобильном транспорте; 8) создание конкурентной среды, правовых основ взаимодействия автотранспортных предприятий с предприятиями автотранспортной инфраструктуры; 9) гармонизация российского законодательства в области автомобильного транспорта в соответствии с требованиями международных обязательств Российской Федерации; 10) интеграция в международный рынок автотранспортных услуг.

Предмет правового регулирования. Автотранспортная отрасль является обширной сферой экономической деятельности, связанной с функционированием автомобильного транспорта, оказанием им услуг, безопасностью его деятельности. Несмотря на значительную долю частной собственности капитала в отрасли, автомобильный транспорт, несомненно, подлежит определенному государственному регулированию. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: нормативное закрепление основных правил оказания услуг автомобильным транспортом; обеспечение безопасности функционирования автомобильного транспорта (включая разработку, проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию, техническую безопасность автотранспортных средств и безопасность дорожного движения); антимонопольное и тарифное регулирование; допуск к осуществлению деятельности (лицензирование и сертификация автотранспортной деятельности); налоговое регулирование; таможенное регулирование, осуществление контроля в пограничных пунктах пропуска; обязательное и добровольное страхование, ответственность за причинение вреда; установление единых принципов осуществления автотранспортной деятельности (единый терминологический аппарат, классификация видов деятельности и так далее).

Предмет правового регулирования законопроекта составляют три основные группы отношений:

1. Отношения государственного административного регулирования автотранспортной деятельности, включая вопросы лицензирования, антимонопольного регулирования, контроля и надзора (налогового, таможенного, природоохранного, технического и иного) в сфере автомобильного транспорта, а также государственной поддержки автотранспортной отрасли.

2. Гражданско-правовые отношения внутри отрасли автомобильного транспорта: между автотранспортными организациями, организациями, предоставляющими услуги автотранспортной инфраструктуры (техническое обслуживание автомобилей, дорожный сервис, автовокзалы, автостанции и автомобильные стоянки, склады и терминалы и так далее).

3. Трудовые отношения в сфере автомобильного транспорта. Указанные отношения входят во внутренние отношения предприятий автомобильного транспорта, однако относятся к самостоятельной отрасли законодательства, что накладывает определенные особенности на их законодательное регулирование.

Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта определяется предметом правового регулирования и состоит из следующих основных групп:

владельцы автотранспортных средств - собственники автотранспортных средств, а также лица, владеющие автотранспортными средствами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления автотранспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу автотранспортного средства и тому подобное), за исключением лиц, управляющих автотранспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водители - лица, управляющие транспортными средствами, а также обучающие лица при обучении управлению транспортным средством;

субъекты автотранспортной деятельности – все владельцы, за исключением физических лиц, использующих автомобильный транспорт в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также владельцы объектов инфраструктуры автомобильного транспорта;

государственные и муниципальные органы – к данной группе относятся федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в части определения полномочий, находящихся в совместном ведении), органы местного самоуправления;

союзы, ассоциации и саморегулируемые организации субъектов автотранспортной деятельности, международные организации в сфере автомобильного транспорта, – к этой группе относятся российские субъекты автотранспортной деятельности; объединения российских субъектов автотранспортной деятельности, международные организации автомобильного транспорта, членами которых является Российская Федерация;

научные организации автотранспортной отрасли – к ним относятся российские научные организации, аккредитованные в установленном законодательством Российской Федерации порядке как организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность в автотранспортной сфере.

Новые права и обязанности лиц, на которых распространяется действие законопроекта, в том числе с учетом ранее имевшихся.

Законопроект должен наделить лиц, на которых распространяется его действие, рядом новых прав и установить ряд новых обязанностей. Некоторые из прав и обязанностей, в настоящее время содержатся в различных подзаконных нормативных правовых актах. Необходимость законодательного закрепления подобного рода прав и обязанностей обусловлена их значимостью, а также тем, что ряд нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие права и обязанности, устарел и подлежит отмене.

Законопроект должен ввести ряд новых обязанностей перевозчиков, таких как обязанность заключить договор с автостанцией (автовокзалом) при осуществлении междугородных (международных) перевозок, обязанность участвовать в конкурсе для допуска на регулярный пассажирский маршрут. Установление ряда обязанностей не будет являться нововведением, однако они впервые будут закреплены на уровне федерального закона (например, обязанность обеспечивать соблюдение условий, при которых разрешается эксплуатация автотранспортных средств). Также должны быть систематизированы требования, предъявляемые к владельцам объектов инфраструктуры автомобильного транспорта.

К числу новых прав, которыми законопроект наделяет субъектов автотранспортной деятельности и их объединения, в частности, относятся: право автотранспортных организаций, их союзов и ассоциаций принимать участие в разработке национальных стандартов в области автомобильного транспорта; участвовать в международном сотрудничестве по вопросам автотранспортной деятельности; право получать информацию о введении (изменении, отмене) международных правовых норм в сфере международных перевозок; кроме того, устанавливается перечень случаев, в которых запрещена эксплуатация автотранспортных средств и предоставляется право ответственному работнику перевозчика запрещать выпуск на линию автотранспортных средств в этих случаях.

Новым правам субъектов автотранспортной деятельности должны корреспондировать соответствующие обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, законопроект должен устанавливать обязательность проведения органами исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления конкурсов на допуск на регулярные маршруты по перевозке пассажиров, обязанность органов власти субъектов Российской Федерации заключать с перевозчиками договоры об организации перевозок в случае осуществления регулярных перевозок пассажиров по междугородным маршрутам. В целях реализации положений законопроекта, регламентирующих вопросы защиты прав потребителей услуг автомобильного транспорта, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие регулирование тарифов на пассажирские перевозки, должна возлагаться обязанность обеспечения защиты прав потребителей услуг автомобильного транспорта.

Должно быть проведено законодательное разграничение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере автомобильного транспорта, определены органы, полномочные осуществлять координацию деятельности автомобильного транспорта в условиях чрезвычайных ситуаций, предоставлены дополнительные полномочия в области контроля качества производимого автотранспорта, расширен круг субъектов, полномочных осуществлять государственное регулирование деятельности технологического транспорта.

2. Место законопроекта в системе действующего законодательства
Федеральный закон «Об автомобильном транспорте и основах автотранспортной деятельности» должен стать комплексным нормативным правовым актом, регулирующим гражданско-правовые и административно-правовые отношения в области автомобильного транспорта, восполнив тем самым законодательный пробел, имеющий место в настоящее время. Кроме того, он должен обеспечить гармонизацию российского законодательства с требованиями международных обязательств Российской Федерации в данной сфере, создать условия для дальнейшего развития законодательства в данной сфере, определить принципы эффективного взаимодействия бизнеса и государственных регулирующих органов в условиях рыночной экономики.

В рыночной экономике перевозка, как и многие другие виды работ и услуг, осуществляется в рамках договорных отношений, поэтому основу правового регулирования указанного вида деятельности составляет гражданское законодательство, которое в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции находится в исключительном ведении Российской Федерации. Общие положения о перевозке (включая перевозку автомобильным транспортом) устанавливаются статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, а также иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Таким образом, гражданское законодательство, во-первых, закрепляет верховенство закона над договорными правилами применительно к отношениям по перевозке, и, во-вторых, устанавливает, что правовое регулирование перевозки пассажиров, грузов и багажа может осуществляться как транспортными уставами и кодексами, так и иными законами.

Следовательно, правовых ограничений для принятия «иных» (помимо кодексов и уставов) транспортных законов, входящих в гражданское законодательство, нет. Напротив, существующая законотворческая практика показывает необходимость принятия нескольких законов, регламентирующих отношения в рамках одного вида транспорта. Примером является железнодорожный транспорт, законодательное регулирование деятельности которого осуществляется на базе двух федеральных законов: «Устав железнодорожного транспорта» (от 10 января 2003г.) и «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (от 10 января 2003г.), причем Устав закрепляет правила отношений железнодорожной отрасли с потребителями ее услуг, а закон «О железнодорожном транспорте» - правила взаимодействия внутри отрасли (гражданско-правовые отношения) и отрасли с органами государственной власти (административно-правовые отношения). Подобная модель законодательного регулирования применима и к автомобильному транспорту. Законодательные основы функционирования данной отрасли значительно устарели. Основным законодательным актом в данной сфере в настоящее время является Устав автомобильного транспорта РСФСР, принятый в 1969 году. Устав автомобильного транспорта РСФСР «определяет обязанности, права и ответственность находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций, других имеющих автомобили предприятий, организаций, учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся автомобильным транспортом». Естественно, что нормы Устава значительно устарели как с точки зрения концепции правового регулирования, так и отдельных формулировок. Кроме того, они практически не охватывают блока административно-правовых отношений в рамках отрасли, так как в момент принятия документа они имели совершенно иную специфику.

Таким образом, федеральный закон «Об автомобильном транспорте» должен в первую очередь определить, что такое автомобильный транспорт, его состав, как организуются отношения внутри него и с государственными и муниципальными органами. Без комплексного законодательного решения этих вопросов эффективное применение иных нормативных актов невозможно так же, как и невозможно эффективное развитие отрасли. Законопроект должен установить единые для применения термины и определения, действующие в сфере автомобильного транспорта, должен закрепить виды деятельности, осуществляемые на автомобильном транспорте, установить особенности их правового регулирования. С точки зрения административно-правового регулирования этот закон должен содержать основы административного регулирования автомобильного транспорта, определить полномочия и ответственность федеральных органов исполнительной власти, основные принципы правового регулирования на уровне субъектов РФ, создавая условия для принятия на его основе законодательных актов субъектов Российской Федерации и осуществления единой и скоординированной государственной политики в отношении автомобильного транспорта на всей территории Российской Федерации, с учетом региональных, климатических, демографических и иных особенностей.

источник rechport.com

Трактор
Оформить заявку на аренду      Позвонить нам :
Оформить заявку на аренду