Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы РФ.

Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы обусловлена неудовлетворительными характеристиками финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств за счет собственных источников и как следствие быстрым увеличением разбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ (ПФР), возрастанием его зависимости от госбюджетных трансфертов, отставанием уровня жизни «советских» пенсионеров1, а также неэффективной реализацией основных страховых принципов, предусмотренных пенсионной реформой 2002 г.

Согласно прогнозным расчетам, ПФР при сохранении действующего законодательства будет постоянно нуждаться в средствах федерального бюджета на законодательно предусмотренных условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР к 2025 г. возрастет до 1,4% ВВП.

При этом абсолютный размер трудовой пенсии будет индексироваться замедляющимися темпами, и к 2030 г. ее среднегодовой темп роста сравняется с темпом инфляции, после которой снижение продолжится. В то же время размер трудовой пенсии относительно прожиточного минимума пенсионера (ПМП) будет возрастать и достигнет своего максимума - увеличившись в 1,45 раз - в начале 2010-х годов, а затем с 2012 г. начнет постепенно снижаться и к 2030 г. достигнет уровня, запланированного на 2009 г.

Еще менее утешительны прогнозы для младших поколений граждан, которые формируют пенсионные права в условиях сохранения действующего налогового законодательства: влияние демографического кризиса и негативный макроэкономический прогноз не позволяют государственному страховщику сохранить в течение всего пенсионного цикла накопленные пенсионные права. В результате, средневзвешенное соотношение размера трудовой пенсии и текущего заработка неуклонно снижается и к 2020 г. составит менее 20%.

Долгосрочные целевые ориентиры развития пенсионной системы. В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 гг. указано на ключевую задачу финансовой стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Для ее решения предложено ускорить реализацию пенсионной реформы по обеспечению сбалансированности ПФР. Дальнейшие действия в пенсионной сфере должны основываться на долгосрочных расчетах сбалансированности пенсионной системы, а также учитывать целевые ориентиры ее развития: уровень коэффициента замещения и контролируемую налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, расширение накопительных элементов пенсионной системы, в первую очередь стимулирование добровольных пенсионных накоплений.

В следующем Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г. данная задача была конкретизирована в отношении формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создающего условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Эти меры должны предусматривать в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Сложность поставленных задач адекватна сложности и глубине накопленных за годы перестройки экономических проблем пенсионной системы в стране, которые дополнительно усугубляются воздействием общемировых тенденций и факторов: обострением демографического и финансового кризисов.

Для эффективной реализации инструментов государственного регулирования пенсионной системы следует учитывать факторы, которые определяют ее развитие. Пенсионная система представляет собой один из наиболее сложных (если не самый сложный) экономических объектов управления в современном обществе, который зависит от комплекса факторов, включающего:

- макроэкономические: в частности темпы роста и структуру ВВП, долю в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;

- демографические: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, воз-растно-половую структуру населения;

- социально-трудовые: ситуацию на рынке труда, период трудовой активности и структуру трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величину прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения и др.;

- собственно пенсионные: нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившуюся организационную структуру самой пенсионной системы и т. п.

Перечисленные группы факторов накладывают конкретные ограничения на формирование экономических механизмов, регулирующих развитие пенсионной системы, и должны приниматься во внимание при определении ее долгосрочных целевых ориентиров. Исходя из основных принципов системы обязательного пенсионного страхования, предпочтительна следующая их формулировка:

- полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР (рис. 1);

- создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода (заработка) (коэффициент замещения) (рис. 2);

- государственная гарантия обеспечения минимального прожиточного уровня всем получателям трудовых (страховых) пенсий (рис. 3).

Рассмотрим, насколько принятые целевые ориентиры реализованы в современной пенсионной системе в контексте долгосрочной перспективы.

Источник: http://institutiones.com/

Трактор
Оформить заявку на аренду      Позвонить нам :
Оформить заявку на аренду